Многие родители считают, что эффективность коррекции
звукопроизношения у детей целиком зависит от логопеда, от выбора им средств,
форм и методов обучения. И лишь некоторые родители воспитанников понимают
важность своей роли в образовательном процессе. Действительно, у детей,
родители которых активно взаимодействуют с учителем-логопедом, процесс
коррекции нарушений звукопроизношения значительно сокращается в сроках и звуки
быстро появляются в свободной речи ребёнка.
Коррекция звукопроизношения имеет три этапа, на каждом из которых роль родителя
не может заменить ни логопед, ни педагоги детского сада.
На первом этапе осуществляется подготовка к постановке звуков. Ребёнок под руководством учителя-логопеда осваивает
ряд артикуляционных и дыхательных упражнений, необходимых для произнесения
конкретного звука.
При изучении таких упражнений очень важно отработать
правильность и чёткость выполнения, поэтому логопед очень часто приглашает
родителей для практического показа артикуляционной гимнастики и рекомендует
дома перед зеркалом ежедневно выполнять подобные упражнения. Таким образом,
тонус мышц артикуляционного аппарата быстро приходит в норму, а язык, губы
и дыхание ребёнка «готовы» ко второму
этапу коррекции, т.е. непосредственно к
постановке звука.
Постановка звука при полной готовности органов артикуляции и
полноценном развитии психических процессов ребёнка осуществляется 1-2 недели,
т.е. сравнительно недолго. На этом этапе логопеду, как специалисту,
отводится ведущая роль, однако, родитель может присутствовать на занятиях по
постановке звуков, чтобы узнать и увидеть правильный артикуляционный уклад
изучаемого звука и закреплять его с ребёнком дома. Кроме того, переходя к третьему этапу коррекции звукопроизношения - автоматизации, родитель будет видеть, правильно ли ребёнок
произносит звук и при необходимости поправлять его. Ведь очень часто
дошкольники, имеющие речевые нарушения, плохо осуществляют контроль за
произношением и из-за этого уже давно исправленные логопедом звуки в речи
ребёнка слышатся неверно или неточно.
На этапе автоматизации звука логопед рекомендует родителям речевой материал, в
котором часто встречается звук, который исправлен. Это могут быть слоги, слова,
а затем и фразы. Стоит помнить, что этап
автоматизации самый длительный и сложный для самого
ребёнка, ведь здесь ему необходимо преодолеть свои стереотипы и научиться
следить за правильностью произношения звука. Именно поэтому автоматизация
должна быть систематической и последовательной, усложняться от простого слова к
развёрнутой фразе, в зависимости от усвоения ребёнком того
или иного речевого материала. Несмотря на то, что в системе
коррекционно-развивающей работы детского сада автоматизации звука отводится
много времени на самих занятиях и в коррекционные часы, большую часть времени
отводится свободной деятельности дошкольников, где контроль за своей и
речью и речью сверстников практически отсутствует. Таким образом, неправильное
произношение вновь «даёт о себе знать» и логопеду часто вновь приходится
возвращаться к предыдущему этапу автоматизации звука.
Роль
родителя на третьем
этапе - ежедневное проговаривание слов и фраз,
которые порекомендовал учитель-логопед. Помните, что чем чаще ребёнок будет
проговаривать слова чётко и правильно, тем быстрее его произношение будет
чистым.
Комментариев нет:
Отправить комментарий